Меню

Уже собрано средств: 77 280 руб.

Подробный отчет

СМС на номер 3434
с текстом: ПлатежУдел+сумма

Предпринимательство – особый дар служения Богу и людям

«Под лежачий камень вода не течет», — гласит народная пословица, и чтобы сделать благое дело, необходимо предпринять усилия, а тот, для кого предпринимать такие усилия становится профессиональной деятельностью, именуется предпринимателем. Каждому человеку на Земле Бог дал свой набор талантов для преумножения их в течение жизни и возврата в конце ее (жизни) с прибылью. Реализация дарований возможна в рамках любой человеческой деятельности, но предпринимательство стоит в этом ряду на отдельном месте как особый дар Божий. В основе предпринимательской деятельности, если хотите, лежит сотворчество Господу в совершенствовании созданного Им мира в области разработки и развития новых форм экономической и общественной деятельности, максимально эффективное управление Его благами, обеспечение Его чад, людей, «меньших братьев», рабочими местами, средствами к существованию, возможностями для материального и духовного роста.

В процессе хозяйственной деятельности предприниматели нередко аккумулирует в своих руках немалые материальные ресурсы. От кого, кто или что в их понимании является источником всех земных благ, и какого их истинное предназначение, зависит и отношение бизнесмена к использованию этих благ. Если предприниматель приписывает все достижения себе, своим способностям и качествам, то богатство, как правило, становится средством личного обогащения, а его обладатель предстает объектом, на который направлено множество высказываний из евангельских притч и апостольских посланий: «Иисус… сказал ученикам своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 23-24).

Напротив, для человека, который распоряжается собственностью, руководствуясь во всем волей Господней, богатство становится инструментом Любви к Богу и Его творениям – людям. Как писал Архиепископ Иоанн (Шаховской) в своей работе «Философия собственности»: «Мир принадлежал, принадлежит и будет принадлежать лишь Богу, какие бы силы ни хозяйничали временно в мире. Неужели это значит, что у человека нет никакой собственности и быть не может? Наоборот. Собственность человеческая имеет свое непреложное основание в том, что есть собственность вообще, и есть Хозяин всего вообще. Значит, собственность может быть дана, если есть ее истинный Хозяин… Какой простор, какое глубокое основание всякого истинного владения! В свете этого обоснования делается понятным, почему нельзя ничего красть, присваивать и – ничем нельзя «богатиться», ни через что нельзя возвышать себя. Вся собственность принадлежит Богу, так же как Ему принадлежит жизнь. И собственность так же раздается Богом, как жизнь».

Действительно, греховно не само богатство, в наших святцах мы находим святых императоров, князей и просто состоятельных людей, из купеческой среды вышел великий русский святой Серафим Саровский, а разрушительно для человека пристрастие к нему. Обладание богатством вовсе не ставит своей целью погубить душу его обладателя, но оно есть, по представлениям, которых придерживается Православная церковь, реализация права, данного Богом человеку, распорядиться малой толикой Божьего достояния в течение короткого, в ретроспективе вечности, временного периода – до смерти предпринимателя, растраты или банкротства.

«Поистине богатства и собственность, – пишет святитель Климент Александрийский в своем труде «Кто из богатых спасется», – существуют и подчинены нам некоторым образом так же, как материал и орудия знающему доброе употребление их. Если ты искусно пользуешься ими, из-под руки твоей выходят художественные вещи; если же умелости ими пользоваться тебе недостает, то и вещи принимают неприглядный вид, хотя сами в себе они невинны. Точно таким же образом и богатство есть орудие. Ты можешь правым образом им пользоваться – тогда оно служит к твоему оправданию; если же кто не умеет пользоваться им так, как следует, тогда оно становится орудием неправедности. Назначение его служить, а не господствовать».

Наряду с созданием рабочих мест и выплатой заработной платы благотворительность всегда была неотъемлемой частью жизни состоятельного человека, для которого нужды ближних не являются чем-то потусторонним, чье сердце не глухо к состраданию и участию.История русского Православия изобилует примерами таких самоотверженных благодеяний. О масштабах этой деятельности свидетельствовал в 1856 году известный историк Михаил Погодин. «Наши купцы, – говорил он, – не охотники ещё до истории: они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна бы поклониться Европа». В статье «Предпринимательство и русский характер» Юрий Голицын пишет: «В 1910 году в России было зафиксировано 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений различных типов. Лишь 25% их общего бюджета финансировалось за счёт средств казны и местных органов власти, остальное – за счёт частных пожертвований, по большей части купечества. Только по Москве они ежегодно составляли от 1 до 4 млн. рублей. Примерно треть этой суммы направлялась на помощь инвалидам, вдовам и престарелым; другая треть – детям и учащимся и ещё одна треть – на медицинскую помощь».

Апостол Павел призывает «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35). Святитель Василий Великий считал вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Не уделять из своего имущества есть также похищение».

В наши дни массовая щедрость, массовое внимание к неимущим и больным, массовая благотворительность является чем-то из области фантастики. В условиях углубляющегося кризиса российской экономики бытует распространенное мнение типа: «Куда там заботиться о ком-то! Самим бы выжить!» Но именно в момент максимальных трудностей стоит задуматься о том, по какой причине Господь отнимает у нас земные блага и ниспускает на наши головы немалые испытания. Не потому ли, что мы ушли в сторону от правильного предназначения материального состояния и лишились Его поддержки? И у того, кто мертвой хваткой, руками, ногами и зубами «цепляется» за деньги, попросту нечем удержаться за руку помощи, которую протягивает нам Сам Бог в любой из наших жизненных ситуаций!

И последнее. Бизнес в нашей стране, в том случае, если им заниматься для людей, без Бога немыслим, да и с Богом крайне труден, но Православие дает каждому из нас неиссякаемый источник оптимизма, потому что с Богом возможно все. Как говорил митрополит Московский Филарет: «Пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь: истина оправдается; любовь победит; жизнь воскреснет». В Православии есть все необходимое для мотивации предпринимателя. Православие способно вывести предпринимательскую деятельность на высший уровень служения Богу и ближнему. Такой подход кардинально противоположен олигархии без Бога, ненасытной, безнравственной, оставляющей после себя пустыню, и это о ней (олигархии) и еще о всех тех, кто жаждет богатства любой ценой, Господь наш Иисус Христос сказал: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете…» (Лк. 6:25).

Искренне Ваш, СН